A place where you need to follow for what happening in world cup

«Об эффективности цифровых проектов» интервью с председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Нурлыбай Сабитом

1 250

Сабит Нурлыбаевич, Вы возглавили Комитет Генеральной прокуратуры в конце октября прошлого года, на этой должности работаете полгода. Пришли в самый разгар очередной правовой реформы, когда правоохранительные органы готовились к переходу на трехзвенную модель. Расскажите, в чем ее суть, какова роль вашего ведомства в этом процессе. И самое главное, что новая модель дает простым людям.

СН: 1 сентября прошлого года Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» поручил внедрить в Казахстане трёхзвенную модель с чётким разделением полномочий.

Трёхзвенная модель применяется практически во всех развитых странах. При такой модели за уголовный процесс отвечают три звена: полиция, прокуратура и суд. Полномочия между этими структурами чётко разграничены.

Полиция выявляет преступления, устанавливает причастных лиц, собирает улики. Прокурор, в рамках конституционных полномочий, предусмотренных ст.83 Конституции,  дает независимую оценку собранным доказательствам, пресекает нарушения прав граждан, не допускает вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс, поддерживает обвинение в суде. Суд еще на стадии следствия контролирует соблюдение прав человека, в том числе прокурором, а по результатам рассмотрения оценивает все доводы и выносит окончательный вердикт.

Уголовный процесс построен на основе четкого разграничения на три составляющие, которые являются логическим продолжением одного процесса.

Переход к трехзвенной модели, действующей в странах ОЭСР, требует серьёзной трансформации деятельности органов, осуществляющих досудебное расследование.

Это не только изменения законодательства. В то же время, требуется и изменение подходов к досудебному расследованию и навыков, как самих прокуроров, так и следователей в организационном плане.

В этой связи Генеральной прокуратурой, совместно со всеми органами досудебного расследования, был начат, так называемый «мягкий», поэтапный переход к полноценной трехзвенной модели уголовного процесса.

В соответствии с поручением Главы государства, на начальном этапе было введено согласование прокурором ключевых процессуальных решений, принимаемых органами досудебного расследования, которые затрагивают конституционные права лиц, вовлеченных в орбиту уголовного преследования.

В целях усиления защиты прав граждан в уголовном процессе были внесены соответствующие изменения в законодательство.

Помимо изменений в законодательстве требовалось в кратчайшие сроки реализовать технические изменения в информационной системе Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), оператором которой является Комитет.

Комитет с данной задачей справился и с 31 декабря 2020 года, в день вступления в законную силу законодательных поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, все органы следствия и прокуратуры страны перешли на электронное согласование ключевых решений по уголовному делу.

Теперь решения о признании подозреваемым, определении квалификации деяния подозреваемого, квалификации уголовного правонарушения, прерывании сроков досудебного расследования, прекращении, а также обвинительный акт будут считаться незаконными без согласования прокурором.

Эти изменения позволяют защитить конституционные права граждан, как подозреваемого, так и потерпевшего, исключить факты необоснованного вовлечения в орбиту уголовного процесса и в целом обеспечить объективность расследования.

Хочу отметить, что согласование ключевых решений это — только первый этап. В последующем, ключевые процессуальные решения в ходе расследования будут приниматься уже не следователями органов досудебного расследования, а прокурорами. Прокурор, по независимой оценке результатов на каждой стадии расследования, то есть, оценивая собранные доказательства, будет принимать решение о признании лица подозреваемым, а по итогам расследования составлять обвинительный акт и поддерживать обвинение в суде. Процедура согласования тогда будет исключена.

Названные полномочия заложены в Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года.

Уже сейчас в рамках действующего законодательства начата пилотная апробация такого порядка путем образования следственных групп под руководством прокурора, который в ходе расследования принимает такие решения.

Техническое сопровождение апробации осуществляется также Комитетом. При этом одновременно мы совершенствуем и адаптируем ЕРДР к работе в условиях трехзвенной системы.

В чем преимущества электронного согласования ключевых процессуальных решений?

СН: Учитывая необходимость оперативного взаимодействия прокурора с органом досудебного расследования, и исключение излишних бюрократических проволочек, изначально была поставлена задача по обеспечению взаимодействия в электронном формате на основе ЕРДР.

Во-первых, это экономия времени следователей. Не нужно ездить с делом к прокурору, ходить по кабинетам, ждать, когда прокурор согласует решение.

Законодательными нормами четко определены сроки согласования ключевых решений прокурором.

Во-вторых, электронное согласование позволяет руководству органов следствия и надзирающему прокурору в режиме онлайн контролировать ход расследования уголовных дел.

Прокурор, который должен следить за законностью, включается в процесс не перед поступлением дела к нему, а с самого начала участвует в его расследовании.

При электронном согласовании минимизированы манипуляции, что также исключает возможность фальсификации.

В свою очередь Комитет дистанционно осуществляет надзор за достоверностью правовой статистики и обеспечивает объективной правовой информацией уполномоченные государственные органы, а также участников уголовного процесса.

Какие принимаются меры по защите прав граждан в уголовном процессе со стороны Комитета?

СН: Достоверность правовой статистики осуществляется путем контроля за полнотой и своевременностью наполнения сведений ЕРДР.

В ЕРДР отражаются не просто сведения, а принятые процессуальные решения. И от того на сколько правильно и своевременно они будут приняты зависят интересы людей, соприкасающиеся с уголовным процессом.

К примеру, человеку необходимы сведения о том, что он реабилитирован, чтобы устроиться на работу или решить другие свои вопросы. Есть дело, есть лицо, сроки по делу истекли, а решение не принято.

Сотрудники Комитета, без вмешательства в процессуальную деятельность органов уголовного преследования, ежедневно занимаются тем, чтобы таких ситуаций не возникало.

Нами реализован функционал СМС-оповещений о принятых решениях органами следствия по результатам рассмотрений заявлений граждан. К примеру, если полиция принимает решения об оставлении заявления гражданина без рассмотрения, то ему приходит соответствующее СМС-уведомление и он, если считает данное решение незаконным, может сразу обратиться с жалобой к надзирающему прокурору.

На портале Информационный сервис (Qamqor.gov.kz) Комитета реализована возможность подать заявление в полицию в режиме онлайн, не выходя из дома.

Выявление фактов нарушений конституционных прав граждан в уголовном процессе, а также выявление укрытых от учета преступлений – это одни из приоритетных задач, которые Комитет ставит перед собой.

На совещании по вопросам деятельности органов прокуратуры 15 февраля 2021 года Главой государства поручено продолжить работу по внедрению передовых цифровых технологий в повседневную деятельность правоохранительных органов с использованием потенциала Комитета по правовой статистике и специальным учетам. В чем заключается потенциал Комитета?

СН: Потенциал Комитета заключается в том, что мы являемся держателями множества информационных ресурсов, т.е владельцами больших данных, как сейчас говорят Big Data.

Главой Государства положительно отмечена проводимая работа по цифровизации правоохранительной системы и дан ряд поручений.

На сегодняшний день мы ведем учеты по обращениям граждан, судебных решений, по уголовным, административным и гражданским делам. Всего 23 формы отчетов и 24 вида специальных учетов.

В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» реализуем цифровые проекты: «Электронное уголовное дело» (е-УД), «Единый реестр административных правонарушений» (ЕРАП), «Единый реестр субъектов и объектов проверок» (ЕРСОП) и совместно с МЦРИАП проект «Е-Обращение».

С учетом требований общества работа в этом направлении набирает хорошие обороты.

Необходимо отметить, что положительным эффектом внедрения этих проектов стало повышение эффективности правоохранительной деятельности.

Принятые меры по совершенствованию функционалов этих проектов оказали существенное влияние на состояние законности в стране.

Цифровыми проектами обеспечен максимальный охват правоохранительной деятельности в административной и уголовной сферах, а также в сфере отношений контрольно-надзорных органов и субъектов бизнеса.

Функционал е-УД позволяет расследовать и рассматривать дела в суде полностью в электронном формате.

На сегодня 2/3 всех уголовных дел расследуются в электронном формате.

Сам проект обеспечивает прозрачность судопроизводства, уменьшение рисков фальсификации материалов и сокращение сроков расследования.

Кроме того, в прошлом году совместно с Министерством юстиции на базе органов полиции и коллегии адвокатов запущен пилотный проект «Автоматизация процессов назначения адвоката в качестве защитника, расчета и оплаты гарантированной государством юридическая помощи (ГГЮП)».

Положительная сторона пилота — это обеспечение оперативности назначения адвокатов, распределения дел между адвокатами и незамедлительность оплаты труда адвокатов, соответственно, их независимость от органов управления коллегии.

С момента запуска пилота в электронном формате в коллегию адвокатов направлено более 700 ходатайств о назначении защитников.

Также реализовали подписание электронных документов посредством цифровой рукописной подписи, для чего используются специальные графические планшеты.

Министерством юстиции по цифровой рукописной подписи разработана соответствующая почерковедческая экспертиза.

Реализован механизм дистанционного рассмотрения судами ходатайств о санкционировании содержания лиц под стражей.

Это позволяет исключить риски побега преступников, сэкономить бюджетные средства и кадровые ресурсы на конвоирование и оптимизировать процессуальное время.

Все эти меры являются этапами реализации е-УД, запущенные инструменты успешно используются сторонами уголовного процесса.

Правоохранительная деятельность – это и пресечение административных правонарушений, их профилактика, обеспечение безопасности на дорогах. Полицейские осуществляют розыск не только преступников, но и без вести пропавших лиц, утративших связь с родственниками и другое.

Эта деятельность также сопровождается информационными технологиями Комитета. Это и Процессинговый центр ЕРАП, куда сведены все факты нарушений ПДД, зафиксированные приборами фото-видеофиксации по стране. Это Карты «Преступности» и «Дорожно-транспортных происшествий», с обозначением мест совершения, позволяющие принимать меры по предотвращению как преступлений, так и дорожных происшествий. Это модуль «Электронный розыск», который позволяет без бюрократических процедур оперативно объявить лицо в розыск.

Также Комитет администрирует единый шлюз, посредством которого вся правовая информация в оперативном режиме предоставляется правоохранительным органам, для использования в их повседневной работе.

Потенциал значителен, и он постоянно расширяется, в том числе в рамках реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан», и не только для правоохранительной системы, но и для простых граждан.

Только пару примеров. Все мы знаем, что с февраля текущего года водителям не надо иметь при себе водительское удостоверение и техпаспорт на автомашину. Несомненно, это плюс для гражданина. Данное положение законодательства обеспечивается именно технологиями Комитета. Сотрудник дорожной полиции получает эти сведения на планшет из ЕРАП.

Имеются положительные отзывы о возможности оплатить штрафы через мобильные приложения банков со смартфона. Однако, это было бы невозможно, если бы Комитет не интегрировал наши данные с банковскими системами. Сейчас мы интегрировались с 19 банками и Казпочтой, и постоянно занимаемся наращиванием объема.

В период пандемии бизнес понес экономические потери. Сейчас государством оказывается поддержка предпринимателям. Второй год действует Президентский мораторий на проверки. Вы уже упоминали о системе защиты бизнеса, которую вы выстроили на своей платформе. Можно более подробно о ней рассказать нашим читателям.

СН: Учет и регистрацию проверок Комитет ведет с 2000 года.

С 2003 года необоснованные проверки, в том числе в отношении бизнеса пресекаются еще на стадии регистрации.

С 2015 года Комитет стал координатором всех проверок.

Сейчас ни одна проверка контролирующего органа не проводится без учета в Комитете.

В целях реализации задач, поставленных Главой государства по защите прав предпринимателей, Генеральной прокуратурой разработаны и повсеместно внедряются новые методы надзора с использованием инновационных технологий.

Весь процесс оцифрован в информационной системе «Единый реестр субъектов и объектов проверок» — ЕРСОП.

Как раньше госорганы не стоят в очереди, чтобы получить штамп о регистрации. Весь процесс автоматизировали, в том числе за счет интеграции с органами, где имеются ведомственные системы. Акт проверки и результат оформляются в электронном виде.

Это позволяет своевременно выявлять незаконные проверки на стадии назначения, что особенно актуально в период моратория, который продлится еще 2 года.

Есть факты, когда имеется основание не только отказать в регистрации, но и отменить решения первого руководителя местного исполнительного или центрального государственного органа.

Для пресечения необоснованных проверок внедрен функционал, не позволяющий назначить проверку с нарушением законодательства, а также установлен форматно-логический контроль по срокам, категориям субъектов предпринимательства, основаниям и т.д.

В целях недопущения незаконного привлечения к административной ответственности и вовлечения бизнеса в орбиту уголовного процесса проведена интеграция с информационными системами ЕРАП и ЕРДР. К примеру, путем сопоставления сведений из ЕРАП и ЕРСОП выявили факты привлечения предпринимателей к адмответственности без назначения проверок.

Для оперативного взаимодействия ведется работа по интеграции с информационными системами других государственных органов.

ЕРСОП позволяет планировать проверки в электронном формате путем отбора недобросовестных предпринимателей для проверки без «человеческого» фактора. В системе заложены критерии, по которым идет отбор, к примеру, публикации в СМИ, жалобы, проверки и т.д.

Для самих предпринимателей создали мобильное приложение «Камкор», где они могут получать информацию о проводимых проверка, сразу же получить разъяснение по возникающим вопросам, а также пожаловаться на проверяющих.

Сабит Нурлыбаевич, с 1 июля этого года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс. Насколько нам известно, новое законодательство значительным образом изменит действующий порядок рассмотрения обращений граждан и усилит ответственность государственных органов за принимаемые решения.

Как нововведения отразятся на деятельности Комитета?

СН: Во-первых, Комитет, как и другие государственные органы является субъектом, рассматривающим обращения и оказывающим государственные услуги, поэтому требования Кодекса в полном объеме будут распространяться и на работу Комитета.

В то же время согласно действующему законодательству в сфере рассмотрения обращения граждан и новому Кодексу, Комитет определяет и утверждает порядок регистрации и учета обращений в государственных органах, органах местного самоуправления и юридических лицах со 100% участием государства.

Без строгой регламентации данных вопросов существуют риски нарушения прав граждан и юридических лиц. Могут допускаться факты не регистрации обращений в государственных органах, нарушения сроков рассмотрения. Государственные органы не будут иметь актуальную аналитическую информацию по обращениям, что чревато такими последствиями как принятие неправильных управленческих решений.

Поэтому нами разработаны соответствующие правила, которые в скором времени будут подписаны.

Вторая задача, которую ставит перед нами Кодекс – определение порядка ведения системы «Электронные обращения». Здесь отмечу, что внедрение системы напрямую связано с практической реализацией Концепции «Слышащее государство», обозначенной Главой Государства.

В связи с этим во всех государственных органах внедряется единая система по работе с обращениями, отвечающая требованиям нового Административного процедурно-процессуального Кодекса.

Благодаря этой системе планируется упростить процедуры подачи и рассмотрения обращений.

Внедрение мы проводим совместно с МЦИРАП. К системе уже подключены все государственные органы.

Пікір қалдыру

Your email address will not be published.