В начале декабря 1995 года в аэропорту Алматы развернулись действия в духе самого невероятного триллера – казахстанские «зеленые фуражки» сорвали попытку передачи оружия из Европы в регион, где военные действия не стихали уже десятки лет. Во время досмотра пограничниками воздушного судна, следовавшего из Болгарии в Афганистан транзитом через Алматы, выяснилось, что борт под завязку набит смертоносным грузом. В самолете, который по документам должен был перевозить сельхозтехнику, находилось 39 тонн взрывчатых веществ. Транзитный борт должен был сделать посадку в Бишкеке, по этой причине пограничники подниматься на борт не намеревались. Однако благодаря внимательности и смекалке старшего пограничного наряда прапорщика Александра Жарикова оружие адресату не досталось.
Старший смены контролеров отряда пограничного контроля «Алматы» прапорщик Александр Жариков, как хороший пограничник, не лишен был интуиции. В тот декабрьский день в аэропорту Алматы совершило посадку воздушное судно, направлявшееся из Болгарии в Афганистан. Как вспоминает Александр Алексеевич, офицеров не хватало, поэтому он сам занялся оформлением борта. Дверь в грузовой отсек оставалась приоткрытой, и то ли чутье тому виной, или контролерская привычка сработала, прапорщик внимательно присмотрелся и увидел ящики зеленого цвета, похоже, военные. Как бы невзначай спросил у членов экипажа, что они перевозят, те ответили, мол, сельхозтехнику.
Самолет по пути в Афганистан должен был совершить посадку в Бишкеке, но, по иронии судьбы, экипаж посадил воздушное судно в столице Казахстана. Это тоже вызывало подозрение. Получив ответ пилотов, прапорщик Александр Жариков ничего не сказал, но, не теряя времени, доложил по команде. Прибывшие сотрудники КНБ поднялись на борт и увидели ящики с маркировкой армейского образца, при этом в сопроводительных документах значилось сельскохозяйственное оборудование. В ходе совместной с сотрудниками КНБ РК проверки груза на борту воздушного судна было выявлено 39 тонн взрывчатых веществ.
– Находясь на очередном дежурстве 31 декабря, я видел, как начали разгружать злополучный борт, – вспоминает Александр Жариков. – Поначалу намеревались конфисковать и самолет, но, видимо, по каким-либо политическим каналам хозяевам судна удалось вернуть его домой.
***
В этом же 1995 году прапорщик Александр Жариков предотвратил контрабанду соколов-балобанов. В тот день события разворачивались по правилам детективного жанра. По словам ветерана, при оформлении документов экипажа он услышал птичий клекот. Дал команду проверить сумки членов экипажа. Но каково же было удивление пограничников, когда оказалось, что в деле замешан слабый пол. Сумка, в которой были обнаружены связанные птицы, подготовленные к вывозу за пределы страны, принадлежала стюардессе.
Насколько актуальна проблема лова и вывоза соколов-балобанов из Казахстана, можно судить по сводкам правоохранительных органов и Пограничной службы, которые ежегодно сталкиваются с такими фактами. В международном аэропорту Алматы пограничники нередко задерживают людей, пытающихся переправить их незаконным путем.
В 2020 году звание «Птица года» получил сокол-балобан, хотя вместе с ним на это претендовали такие пернатые, как обыкновенный фламинго и черный гриф. Встретить эту хищную птицу можно повсюду в Казахстане, но, по словам специалистов, все реже и реже. Вот уже на протяжении долгого времени соколы становятся объектами отлова браконьерами. Этих пернатых контрабандой переправляют в арабские страны, где очень популярна соколиная охота. Стоимость птицы может доходить до 100-120 тысяч долларов.
После Алматы прапорщик Александр Жариков служил на границе с Узбекистаном, затем на Кордае. В 2006 году вышел на пенсию в воинском звании «капитан».
Александр Алексеевич сегодня занимается внуками.
– Служил я Родине исправно, – говорит ветеран. – Имел поощрения, грамоты, благодарности. Я здесь родился, в Казахстане выросли мои дети, подрастают внуки.
Бывалый пограничник может рассказать еще много историй, за годы службы в пограничном ведомстве он повидал немало. Встречались в воинских буднях разные трудности: неустроенный быт первых лет становления, слабое техническое оснащение, недостаточный опыт. Но все это компенсировалось горячим желанием достойно служить интересам Родины. Потому пограничники день и ночь начеку.